Для понимания ДЛЯ ПОНИМАНИЯ.
Никаких специальных режимов «мягкого карантина» или «жёсткого карантина», «всеобщей самоизоляции», «длинных выходных» — не существует.
Существуют следующие правовые режимы, не считая повседневного:
1. Режим повышенной готовности к ЧС.
Если грубо, то это режим мобилизации экстренных служб и ответственных лиц. Его вводят, если есть угроза чрезвычайной ситуации. Ограничивать права и свободы людей при таком режиме нельзя. Ввести такой режим может президент, региональные и местные власти, а также специальная правительственная комиссия под руководством главы МЧС.
2. Режим ЧС.
Его вводят в случае бедствий. Но этот режим тоже не позволяет ограничить право на передвижение людей. Ввести такой режим тоже могут те же люди: президент, региональные власти, местные власти и комиссия правительства по ЧС. Сейчас на рассмотрении находится законопроект, который позволит вводить режим чрезвычайной ситуации и повышенной готовности самому правительству, а не комиссии.
3. Режим ЧП.
Его вводят либо в случае крупных бедствий и катастроф, в том числе эпидемий, либо в случае «насильственного изменения конституционного строя», то есть вооружённых мятежей, массовых беспорядков и так далее. Именно режим чрезвычайного положения позволяет существенно ограничить права и свободы граждан — например, запретить им передвигаться по улицам. Режим ЧП вводит президент и утверждают сенаторы.
Ещё есть военное положение, но это отдельная история.
Комендантский час — это мера, которая может вводиться в случае наступления чрезвычайного или военного положений, а в мирное время может действовать только в отношении детей и подростков. Например, можно запретить школьникам гулять по ночам.
Карантин — это не режим, а набор «ограничительных мероприятий», которые обычно вводятся на основании предписания главного санитарного врача.
Что ввели в России? Правильно — гибридное не пойми что.
Затем закон нарушают мэр Москвы и губернатор Подмосковья, когда публикуют написанные под копирку указ и постановление, в которых превышают свои полномочия. Формулировка «обязать» в этих документах — прямое указание на нарушение базовых конституционных прав. «Обязать носить по вторникам розовые штаны».
(Они сейчас подведут под свои решения штрафы за несоблюдение санитарных правил, но сами по себе указы-постановления Собянина и Воробьёва не могут ни к чему вас «обязать»).
Затем полицейские патрули, ничего не поняв, ездят по улицам и орут в громкоговоритель о наступлении комендантского часа, а впечатлительные телеграм-каналы заявляют о госперевороте. После этого начальство спешно оправдывается о самодеятельности патруля, а полицейские пишут объяснительную записку.
Полный бардак, цирк и развал системы государственного управления.
А ещё — тотальный правовой нигилизм, отрицание норм и процедур как таковых. Мы видим, что бывает, когда вся вертикаль власти — от президента до полицейских — привыкла жить «по понятиям», а не следовать букве закона.
Что нужно было делать? Либо вообще не вводить ограничения на передвижение, ограничившись устными обращениями. Либо, если решили действовать твёрдо, ввести режим чрезвычайного положения и объявить комендантский час в ряде регионов. Это и был бы настоящий и законный «строгий карантин». Да, это жёстко, но это единственное последовательное правовое решение. Времени на подготовку нормативной базы было достаточно — как минимум с первых чисел марта. Когда надо, они даже Конституцию за неделю переписывают, а здесь задача куда менее масштабная.
Почему такое решение не было принято? У меня только одно предположение. Президент боится взять на себя ответственность. Режим ЧП может ввести только он, а всякие невнятные «режимы повышенной готовности» можно повесить на глав регионов. Вот пусть они и отвечают за последствия.
В итоге президент сыграл в доброго полицейского и щедро раздал народу каникулы за счёт работодателя, а функции злого полицейского переложил на Собянина и Воробьева.